Как я работаю с родителями
В начальной школе практически невозможно без помощи родителей научить чему-то ребенка, а тем более раскрыть, развить его личность, индивидуальность и самобытность.
Поэтому задолго до начала учебы в школе я начинаю налаживать контакт с семьей каждого будущего ученика. К первому сентября я уже могу сказать, как родители относятся к школе, к ребенку, могу предположить, будут ли они заинтересованы учебой своего сына или дочери, или им будет все равно, как он учится. Знакомство с родителями происходит во время индивидуальных встреч с ними и их детьми, при проведении родительских собраний, которые проходят в апреле и августе (до начала учебного года).
На этом этапе важно добиться, чтобы родители увидели во мне человека, который вызывает у них уважение, которому они смогут доверить самое дорогое и ценное, что есть у них.
После начала учебы основной формой обучения педагога с семьей становится родительское собрание.
Тематика родительских собраний очень разнообразна. На них мы говорим об особенностях развития младших школьников, об укреплении памяти, развитии речи, воспитании любви к чтению, о детской дружбе, трудовом нравственном, эстетическом воспитании и т.п.
Собрание всегда начинаю с положительных слов в адрес каждого ребенка. Рассказываю о том, как мы двигаемся вперед, что у нас уже получается, а над чем еще нужно потрудиться и в каком направлении нам, взрослым, надо работать, чтобы дети не повторяли своих ошибок. С родителями трудных учащихся беседа проводится до собрания. Беседу с ними стараюсь строить так, чтобы родители поняли, что учитель тоже переживает за ученика и готов ему помочь.
Часто у нас на собраниях работает «родительская почта». Пока идет собрание, родители могут написать какие-то пожелания, высказать претензии, задать вопросы, причем подпись не является обязательным атрибутом такого письма.
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе являются праздники, совместная подготовка к которым сплачивает школьников, учит их общению, взаимопониманию, взаимопомощи. При проведении праздников родители — наши главные помощники (изготовление костюмов, декораций), а иногда и участники. Вот уже много лет подряд родители активно участвуют в представлении на новогоднем празднике. Дети очень любят, когда их родители принимают участие в мероприятиях. Совместные мероприятия проходят как настоящие семейные праздники, на которые приходят не только мамы и папы, но и бабушки, сестренки и братишки учеников.
Работая уж немало лет, приходилось видеть, как некоторые родители, глядя в дверную щелочку, наблюдают за своими детьми. Именно поэтому я постоянно приглашаю родителей на уроки, и многие с удовольствием посещают их.«Приглашаем на урок»- это открытые уроки для родителей по определенной теме. Обычно это касается трудных вопросов программы. Тематические консультации проводятся по мере необходимости.
Индивидуальные беседы провожу не только с родителями слабоуспевающих детей, но и с теми, чьи дети учатся не в полную меру своих сил.
Конечно, нельзя сказать, что в общении с родителями у меня не возникает проблем. Иногда родители считают, что если у ребенка возникают какие-то трудности, то виновата в этом школа и только она должна их решать.
Закончить свою статью я бы хотела словами В.А. Сухомлинского: «Какими б прекрасными ни были наши школьные учреждения, самыми главными мастерами формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, учителям прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении».