Работаю ориентируясь на требования нового образовательного стандарта начального общего образования.
Обучение ведётся по обновлённому УМК «Школа России» Система заданий, данного комплекта учитывает специфику предметного содержания и направленных на формирование УУД с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Комплект включает в себя учебники, рабочие тетради, электронные приложения, методические пособия, дидактический материал, тематическое планирование, проверочные и контрольные работы.
Тема самообразования
«Использование технологии проблемного обучения как способ реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников»
Я работаю в системе традиционного обучения. Признавая урок в качестве основной формы обучения, постоянно ищу пути его дальнейшего совершенствования. Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход.
Деятельный подход к обучению предролагает:
- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; .
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; .
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Таким образом ключевыми словами в характеристике деятельностного подхода, применительно к системе начального образования, являются слова: искать, думать, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.
Расшифрую так:
- ИСКАТЬ - опрашивать окружение, консультироваться у учителя, получать информацию;
- ДУМАТЬ – устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать своё собственное мнение,, оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой, оценивать произведения искусства и литературы;
- СОТРУДНИЧАТЬ – уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, договариваться, разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;
- ПРИНИМАТЬСЯ ЗА ДЕЛО – включаться в работу, нести ответственность, войти в группу или коллектив и внести свой вклад, доказать солидарность, организовывать свою работу, пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
- АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать новые технологии информации и коммуникации, стойко противостоять трудностям, находить новые решения.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.
Одним из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.
Поэтому в своей работе я применяю технологию проблемно обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека.
Цель работы: обосновать и подтвердить эффективность применения проблемного обучения как способа реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников.
Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Задачи:
1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.
Технология проблемного обучения базируется на исследовательских, поисковых, творческих методах. Дети активно вовлечены в процесс обучения на протяжении всего урока: они формулируют проблему, выдвигают гипотезы, планируют деятельность по открытию новых знаний, обобщают, делают выводы. На уроке я использую фрагменты диалогических ситуаций. Моя роль при этом состоит в том, чтобы ставить вопросы, направляющие мышление детей. Для создания диалоговых ситуаций на этапе формирования понятий использую побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности. Эти вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают какого-либо единственного правильного ответа. Дети при этом не страшатся угадать, какой ответ ждёт учитель. Они ведут самостоятельный интеллектуальный поиск. Для включения младших школьников в ситуацию диалогового взаимодействия применяю и такие приемы, как неожиданный вопрос и «незнающий» учитель. Дети не боятся свободно высказывать своё мнение, даже если оно неверное. Я считаю, что знания полученные методом проб и ошибок, самостоятельно, - наиболее прочные.
Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.
Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.
Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.
Структура проблемного урока:
1.Организационный момент
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место.
- определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности.
На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.
Приемы создания проблемных ситуаций.
- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;
- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определить проблемные теоретические и практические задания;
- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку, награждение почётным званием.
Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.
Предлагаю рассмотреть более подробно приемы создания проблемной ситуации на уроках.
На уроке окр.мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе»
создаю проблемную ситуацию путем предъявления противоречивых мнений
- Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним.
иллюстрации: «Мир по Птолимею», «Мир по Копернику»
- Что интересного заметили? (Птолимей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца)
- Какой возникает вопрос? (Кто прав?)
Урок русск.яз. в 1-м классе по теме «Правила переноса слов»
Я использую столкновение мнений учеников
-Запишите под диктовку слова:…………, лисица
-Напишу это слово (слово на строке не помещается) |
-Что же мне делать, ребята? -А что значит перенести?
-Какой знак нам нужен? (переноса)
-Помогите мне перенести слово «лисица» (парно-групповая рабоа)
-Посмотрим, что вы предлагаете
лис-ица лиси-ца
ли-сица лисиц-а
-Почему так получилось? Какова тема урока? (Будем учиться переносить слова)
Урок математики, 2 класс.
Сущность приема: одновременное предъявление двух противоречивых фактов.
Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.
Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3: 9-4+3=8
К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму: 9-4+3=2
– Что вы замечаете? Почему получились разные ответы?
– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым? А во втором?
– Определите цель урока?
Особое место занимают задачи по математике для 2-4 классов, предлагаемые Г. Остером. Они остроумны, затейливы, умело учитывают особенности психологии младшего школьника.
Л.С. Рубинштейн говорил, что проблемная ситуация может начинаться с чувства удивления, - Г. Остер “начинает” ее с чувства юмора.
Примеры задач Г. Остера.
“Рост Кати 1м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из - под одеяла?”
“40 бабушек ехали кататься на мотоциклах. Впереди на мотоцикле без глушителя ехала в одиночестве самая шустрая бабушка, за ней мчались три мотоцикла с колясками, на каждом их которых поместилось по три бабушки, а сзади их догоняли остальные мотоциклы. На отставших мотоциклах сидело по две бабушки. Сколько всего мотоциклов было у бабушек?”
Создание проблемных ситуаций на уроке способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной активности. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.
Помимо технологии проблемного обучения в своей работе применяю здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию здорового образа жизни. Свой рабочий день начинаем с небольшой физзарядки. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения для глаз, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, для развития моторики, памяти, внимания. Сохранение физического здоровья соблюдается через: соблюдение режима учебно-воспитательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; обеспечение питанием; введение дополнительных занятий физкультурой; проведение дней здоровья и внеклассных спортивных часов; не менее двух раз в год осуществляется медицинский осмотр детей.
Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.
В последнее время появился новый подход – интерактивное обучение. Это обучение, погруженное в общение. В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путём обеспечения положительной мотивации учащихся к предмету, формирования устойчивого познавательного интереса, создания условий для развития способностей учащихся.
Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Особое внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:
- деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей;
- умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.
Темы проектных работ разнообразные:
>
1 кл - « Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» (Матеметика), «Сказочная страница» (Русский язык), «Моя семья» (Окружающий мир) и др.
>
2кл - «Оригами» (Математика), «В словари –за частями речи» (Русский язык), «Моя родословная» (Окружающий мир), «Я помню, я горжусь» (Литературное чтение) и др.
Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:
- умение работать в группе;
- высказывать свое личное мнение;
- выслушивать мнение товарищей;
- создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи, толерантности.
Активно использую в своей практике ИКТ. На уроках – в целях изучения, закрепления материала, применения знаний. Во внеурочной деятельности:
- электронная обработка документов;
- поиск информации в сети Интернет для подготовки к урокам, к внеклассным мероприятиям, для самообразования;
- использование компьютерных технологий в работе с родителями (родительские собрания);
- использование цифровых и электронных образовательных ресурсов.
Результатом применения новых технологий считаю повышение интереса к обучению, сформированность у детей коммуникационных умений, успешную их социализацию.
Взаимодействие с классом строю на следующих принципах:
? принятия ребенка таким, какой он есть;
? бескомпромиссность в оценке поступков;
? терпение и терпимость;
? доверие и поддержка.
На уроках создаю условия для проявления активности и инициативы со стороны учащихся, опираюсь на их субъектный опыт и корректирую его. Себе отвожу роль организатора деятельности ученика, консультанта по возникающим вопросам.
На уроках использую такие формы обучения как: групповая, парная, фронтальная. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Использую следующие средства обучения: опорные сигналы, учебник и ТСО.
В процессе обучения контроль знаний, умений и навыков провожу в различных формах: текущий и тематический контроль в виде контрольных работ, тестов. К оценке деятельности учащихся привлекаю самих детей, учу их само- и взаимо- оценке. Информация, полученная мной в ходе контроля, используется для проведения коррекции, индивидуальной работы с детьми и их родителями.