Сайт учителя  начальных классов Табала Нины

Владимировны

Моя система работы

 

       Работаю ориентируясь на требования нового образовательного стандарта начального общего образования.

       Обучение ведётся по обновлённому УМК «Школа России» Система заданий, данного комплекта учитывает специфику предметного содержания и направленных на формирование УУД с целью достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.  Комплект включает в себя учебники, рабочие тетради,  электронные приложения, методические пособия, дидактический материал, тематическое планирование, проверочные и контрольные работы.

Тема самообразования

«Использование технологии проблемного обучения как способ реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников»

      Я  работаю в системе традиционного обучения.  Признавая урок в качестве основной формы обучения, постоянно ищу пути его дальнейшего совершенствования. Приоритетным направлением в новых стандартах образования лежит системно-деятельностный подход.  

Деятельный подход к обучению предролагает:

- наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); 

- выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
- выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;                                        .
- формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;                                                     .
- включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.

       Таким образом ключевыми  словами  в  характеристике  деятельностного подхода, применительно  к  системе  начального  образования,  являются  слова:  искать,  думать, сотрудничать,  приниматься  за  дело,  адаптироваться.

Расшифрую так

- ИСКАТЬ - опрашивать   окружение,  консультироваться  у  учителя, получать информацию;

- ДУМАТЬ – устанавливать  взаимосвязи  между  прошлыми  и  настоящими  событиями, критически относиться  к  тому  или  иному  высказыванию,  предложению,  уметь противостоять  неуверенности  и сложности,  занимать  позицию  в  дискуссиях  и вырабатывать  своё  собственное  мнение,,  оценивать социальные  привычки,  связанные со здоровьем,  а  так  же с  окружающей  средой,  оценивать произведения  искусства  и литературы;        

- СОТРУДНИЧАТЬ – уметь  работать  в  группе,  принимать  решения,  улаживать разногласия и  конфликты, договариваться,  разрабатывать  и  выполнять  взятые  на  себя обязанности;

- ПРИНИМАТЬСЯ  ЗА  ДЕЛО – включаться  в  работу,  нести  ответственность,  войти  в группу  или  коллектив и  внести  свой  вклад,  доказать  солидарность,  организовывать свою  работу,  пользоваться вычислительными  и  моделирующими приборами;

- АДАПТИРОВАТЬСЯ – использовать  новые  технологии  информации  и коммуникации, стойко противостоять  трудностям,  находить  новые  решения.

        Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

       Одним из требований к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования является освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.

       Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение таких проблем, трудностей, означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестного, скрытого. Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

Поэтому в своей работе я применяю технологию проблемно  обучения, которая, по моему мнению, помогает растить именно такого творческого человека.

Цель работы: обосновать и подтвердить эффективность применения проблемного обучения как способа реализации деятельностного подхода в обучении младших школьников.

Цель применения технологии проблемного обучения: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.

Задачи:

1. Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.

2. Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.

3. Применять дифференцированный и интегрированный подход в учебном и воспитательном процессе.

Технология  проблемного обучения базируется на исследовательских, поисковых, творческих методах. Дети активно вовлечены в процесс обучения на протяжении всего урока: они формулируют проблему, выдвигают гипотезы, планируют деятельность по открытию новых знаний, обобщают, делают выводы. На уроке я использую фрагменты диалогических ситуаций. Моя роль при этом состоит в том, чтобы ставить вопросы, направляющие мышление детей. Для создания диалоговых ситуаций на этапе формирования понятий использую побуждающие и фокусирующие вопросы, соответствующие различным типам мыслительной деятельности.  Эти вопросы носят открытый характер, то есть не предполагают какого-либо единственного правильного ответа. Дети при этом не страшатся угадать, какой ответ ждёт учитель. Они ведут самостоятельный интеллектуальный поиск. Для включения младших школьников в ситуацию диалогового взаимодействия применяю и такие приемы, как неожиданный вопрос и «незнающий» учитель. Дети не боятся свободно высказывать своё мнение, даже если оно неверное. Я считаю, что знания полученные методом проб и ошибок, самостоятельно, - наиболее прочные.

       Применять технологию проблемного обучения можно при обучении детей исследовательской деятельности, так как способствует становлению и развитию нравственных черт личности, настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности.

       Способность четко мыслить, полноценно логически рассуждать и ясно излагать свои мысли в настоящее время необходимо каждому. Поэтому в работе нужно стремиться не просто передавать знания, которые предусмотрены программой обучения, а одновременно развивать познавательную активность и творческую самостоятельность на уроках.

       Основой проблемного обучения на уроках является знакомство учащихся с новыми фактами путем создания проблемных ситуаций, способствующих выдвижению гипотезы и с последующим поиском доказательства справедливости выдвинутого предположения.

Структура проблемного урока:

1.Организационный момент

- включение детей в деятельность;

- выделение содержательной области.

2. Актуализация знаний

- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных для «открытия» нового знания;

- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.

3. Постановка учебной проблемы

- определение затруднения, его место.

- определение необходимости нового знания.

4. «Открытие» учащимися нового знания

- выдвижение гипотезы;

- проверка гипотезы.

5. Первичное закрепление

- внешнее оформление новых алгоритмов;

- фиксирование уже оформленного знания.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;

- самостоятельное решение типовых заданий;

- самостоятельная проверка учащимися своей работы.

7. Повторение

- включение нового материала в систему знаний;

- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.

8. Итог занятия

- рефлексия деятельности на уроке;

- самооценка учащимися собственной деятельности.

      На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

      Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению. 

      Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

       Приемы создания проблемных ситуаций.

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставить конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику, рассуждения.

- Определить проблемные теоретические и практические задания; 

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

       Задача учителя - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к их обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

       Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения можно использовать такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого использовать качественную оценку,  награждение почётным званием.

       Глаза ребенка светятся счастьем, когда он получает почетное звание: «самый сообразительный», «самый догадливый», «самый умный на сегодняшнем уроке». Качественные оценки такого рода получают учащиеся с разными способностями, в отличие от ситуаций на традиционных уроках, когда заслуживают отметки «5», как правило, дети дисциплинированные и с хорошей памятью. Очень часто делают «открытие» при изучении нового материала дети с нестандартным мышлением, не отличающиеся дисциплинированностью и далеко не «отличники». Складывается ситуация успеха на уроке практически для каждого ребенка. Такой подход делает процесс изучения нового материала на уроке более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями.

Предлагаю рассмотреть более подробно приемы создания проблемной ситуации на уроках.

       На уроке окр.мира во 2-м классе по теме «Земля в космосе»

создаю проблемную ситуацию путем предъявления противоречивых мнений

- Внимательно рассмотрите в учебнике два рисунка. Прочитайте подписи к ним.

иллюстрации: «Мир по Птолимею», «Мир по Копернику»

- Что интересного заметили? (Птолимей думает, что Солнце вращается вокруг Земли, а Коперник думает, что Земля вращается вокруг Солнца)

- Какой возникает вопрос?  (Кто прав?)

        Урок русск.яз. в 1-м классе по теме «Правила переноса слов»

Я использую столкновение мнений учеников

-Запишите под диктовку слова:…………, лисица

-Напишу это слово (слово на строке не помещается)

-Что же мне делать, ребята?    -А что значит перенести?

-Какой знак нам нужен? (переноса)

-Помогите мне перенести слово «лисица» (парно-групповая рабоа)

-Посмотрим, что вы предлагаете

лис-ица      лиси-ца

ли-сица      лисиц-а

-Почему так получилось? Какова тема урока? (Будем учиться переносить слова)

      Урок математики, 2 класс. 

Сущность приема: одновременное предъявление двух противоречивых фактов.

Учащиеся выполняют вычисления двумя способами, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

Из числа 9 вычесть 4. К полученной разности прибавить 3:    9-4+3=8

К числу 4 прибавить 3. Из числа 9 вычесть полученную сумму:  9-4+3=2

– Что вы замечаете?  Почему получились разные ответы?

– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым? А во втором?

– Определите цель  урока?        

Особое место занимают задачи по математике для 2-4 классов, предлагаемые Г. Остером. Они остроумны, затейливы, умело учитывают особенности психологии младшего школьника.

Л.С. Рубинштейн говорил, что проблемная ситуация может начинаться с чувства удивления, - Г. Остер “начинает” ее с чувства юмора.

    Примеры задач Г. Остера.

     “Рост Кати 1м 75 см. Вытянувшись во весь рост, она спит под одеялом, длина которого 155 см. Сколько сантиметров Кати торчит из - под одеяла?”

     “40 бабушек ехали кататься на мотоциклах. Впереди на мотоцикле без глушителя ехала в одиночестве самая шустрая бабушка, за ней мчались три мотоцикла с колясками, на каждом их которых поместилось по три бабушки, а сзади их догоняли остальные мотоциклы. На отставших мотоциклах сидело по две бабушки. Сколько всего мотоциклов было у бабушек?”

Создание проблемных ситуаций на  уроке способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познавательной активности. Достигается понимание учениками материала, так как до всего додумался сам.

       Помимо технологии проблемного обучения в своей работе применяю здоровьесберегающие технологии, которые способствуют формированию здорового образа жизни. Свой рабочий день начинаем с небольшой физзарядки. На уроке провожу не только физпаузы, но и спортивные минутки, где выполняем комплексные упражнения для глаз, для нормализации осанки, дыхательные упражнения, пальчиковые игры, для развития моторики, памяти, внимания. Сохранение физического здоровья соблюдается через: соблюдение режима учебно-воспитательного процесса; соблюдение санитарно-гигиенических норм; обеспечение питанием; введение дополнительных занятий физкультурой; проведение дней здоровья и внеклассных спортивных часов; не менее двух раз в год осуществляется медицинский осмотр детей.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном  в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

        В последнее время появился новый подход – интерактивное обучение. Это обучение, погруженное в общение.  В микрогруппе дети учатся высказывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению другого, подчинять свою точку зрения мнениям товарищей, если они были ближе к истине при обсуждении учебной ситуации. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путём обеспечения положительной мотивации учащихся к предмету, формирования устойчивого познавательного интереса, создания условий для развития способностей учащихся.

        Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами, действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам». Особое  внимание обращаю на формирование у детей необходимых качеств:

- деловые отношения, умение взаимодействовать в группах, планировать совместную работу, договариваться о способах разделения обязанностей;

- умение презентовать себя, объективно оценивать свою работу, выслушивать мнение участников проекта, конструктивно реагировать на критику со стороны своих товарищей.

        Темы проектных работ разнообразные:

> 1 кл - « Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» (Матеметика), «Сказочная страница» (Русский язык), «Моя семья» (Окружающий мир) и др.

> 2кл - «Оригами» (Математика), «В словари –за частями речи» (Русский язык), «Моя родословная» (Окружающий мир), «Я помню, я горжусь» (Литературное чтение) и др. 

        Коммуникативные технологии, используемые мной, позволяют развивать у учащихся такие навыки:

- умение работать в группе;

- высказывать свое личное мнение;

- выслушивать мнение товарищей;

- создавать благоприятный психологический климат, атмосферу взаимопомощи, толерантности.

        Активно использую в своей практике ИКТ. На уроках – в целях изучения, закрепления материала, применения знаний. Во внеурочной деятельности:

- электронная обработка документов;

- поиск информации в сети Интернет для подготовки к урокам, к внеклассным мероприятиям, для самообразования;

- использование компьютерных технологий в работе с родителями (родительские собрания);

- использование цифровых и электронных образовательных ресурсов.

        Результатом применения новых технологий считаю повышение интереса к обучению, сформированность у детей  коммуникационных умений, успешную их социализацию.

        Взаимодействие с классом строю на следующих принципах:

?  принятия ребенка таким, какой он есть;

?  бескомпромиссность в оценке поступков;

?  терпение и терпимость;

?  доверие и поддержка.

        На уроках создаю условия для проявления активности и инициативы со стороны учащихся, опираюсь на их субъектный опыт и корректирую его. Себе отвожу роль организатора деятельности ученика, консультанта по возникающим вопросам.

        На уроках использую такие формы обучения как: групповая, парная, фронтальная. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Использую следующие средства обучения: опорные сигналы, учебник и ТСО.

        В процессе обучения контроль знаний, умений и навыков провожу в различных формах: текущий и тематический контроль в виде контрольных работ, тестов. К оценке деятельности учащихся привлекаю самих детей, учу их само- и взаимо- оценке. Информация, полученная мной в ходе контроля, используется для  проведения коррекции, индивидуальной работы с детьми и их родителями.

Дата последнего обновления страницы 28.08.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»